На детских площадках, в развивающих центрах, в поликлиниках можно часто услышать (и даже увидеть) о таких ситуациях, что у детей возникают проблемы с одеванием, завязыванием шнурков обуви, расстегиванием пуговиц, застегиванием молнии куртки. Кроме того, они неохотно рисуют, а уровень художественных навыков низкий по сравнению с возрастом ребенка. Как бороться с этой общей «неловкостью»? Правильный ответ, возможно, вас удивит: вы должны… практиковаться, практиковаться, практиковаться. Ребенка необходимо постоянно стимулировать на выполнение упражнения для моторики рук.
Безусловно, некоторые из этих упражнений естественны. Это связано с любопытством и постепенным познанием мира ребенком. Уже в утробе матери малыш тренирует руки, дергая за пуповину, касаясь своего лица. В период новорожденности и раннего младенчества он еще не может хватать предметы, но прикасается к ним, собирая информацию о мире, познавая ее. Трехмесячный ребенок с интересом тренирует руки, касаясь своего тела, головы и всего, что находится в пределах его досягаемости. Со временем развиваются хватательные навыки и улучшаются движения рук. Позже они становятся чрезвычайно ценным инструментом, которым ребенок может хорошо пользоваться.
Особенно важно заниматься с ребенком на третий год его жизни. Это период, когда ребенок выполняет действия с большой точностью, например, бросает монеты в копилку, охотно пытается рисовать и даже действовать по предложенному образцу, эффективно использует столовые приборы, пьет из чашки, не проливая ее содержимое, учится чистить зубы или своими ручонками он пытается намазать бутерброд маслом и т. д. и т. д. Все эти занятия и есть не что иное, как первые шаги к обучению правильному письму и рисованию, а также к самообслуживанию.
Упражнения на мелкую моторику также стимулируют области мозга, отвечающие за речь. Можно сказать, что речь ребенка в ваших и его руках. Рисование, рисование, лепка из пластилина или теста, игра с сортировщиками, самостоятельная еда — это упражнения для пальцев и рук. Добавьте в этот список нанизывание бусин. Большие деревянные бусины идеально подходит для мелкой моторики, построения последовательностей, отработки цветов или счета.
В какие игры с бусинами можно играть с ребенком для развития мелкой моторики рук?
- Изготовление колье. Нанизывайте бусинки на шнурок, сделайте колье для ребенка и для мамы. В конце концов, если у вас мальчик, можно поиграть в индейцев, и сделать ожерелье вождя.
- Надевайте бусины на деревянные штырьки. Параллельно отрабатывает знания по цвету: сортируйте бусины, нанизывая все красные на один штырек, все зеленые на другой и тд. Даже если у вас нет готовой деревянной игрушки-сортировщика, можно сделать подобную платформу со штырьками самостоятельно из подручных материалов.
- Нанизывайте бусины согласно предложенной схеме. Нарисуйте на листочке последовательность нанизывания бусин и предложите ребенку собрать ожерелье в этой цветовой последовательности. Эта игра развивает ребенка сразу по нескольким параметрам: от умения следовать инструкции, до моторики. Последовательности можно усложнять по мере развития малыша.
- Игра на слушание и выполнение инструкции. Учите ребенка выполнять инструкцию на слух. «Диктуйте» последовательность нанизывания бусин.
Игры, развивающие мелкую моторику, положительно влияют на умственное развитие ребенка: мышление, воображение, внимание, усидчивость, регулярность и умение преодолевать препятствия.
Стоит помнить, что, тренируя с ребенком ручонки, мы даем ему возможность быть самостоятельным, справляться с обязанностями в детском саду, школе и дома.